Итак, весенняя часть чемпионата России по футболу стартовала. Центральным матчем возобновленного первенства, бесспорно, стала игра между «Зенитом» и «Спартаком» в Питере. И дело не только в вывеске, и в турнирном раскладе, а в ситуации с ведущим игроком «красно-белых» голландцем Квинси Промесом.
В спортивной журналистике, в частности, в футбольной, уже не первый десяток лет, очень популярна такая поговорка: «Не знаешь о чем писать, пиши — о «Спартаке». В футбольной отечественной журналистике примерно с 2002—2003 гг., «красно-белый» клуб, помимо неофициального термина «народная команда», получил прозвище ФК «Скандал». Каждый год в этой команде обязательно происходят потрясающие (от слова потряс — «СП») истории. Даже в этом сезоне уже полыхнул скандал с капитаном команды Георгием Джикией и его агентом с одной стороны и главным тренером «Спартака» испанцем Абаскалем с другой.
А что касается Промеса, то его в родном отечестве теперь считают преступником. Напомним, 14 февраля суд в Нидерландах признал его виновным в контрабанде наркотиков и приговорил к 6 годам.
О том, что нападающий «Спартака» фигурирует в деле о контрабанде наркотиков, известно давно. Однако конкретика появилась только в конце января 2024 года — тогда прокурор Нидерландов впервые озвучил тот факт, что правоохранительные органы считают Промеса причастным к наркокартелю.
Обвинение утверждало: при содействии Квинси была ввезена партия из 1362 килограммов (!) кокаина — она была перехвачена в порту Антверпена в 2020 году. Сам футболист, по версии следствия, хотел заработать на этом до 6 миллионов евро.
Более того, если ранее фигурировала информация о том, что Квинси — просто «инвестор», вложивший около 200 тысяч евро в партию наркотиков, то в январе появилась уже другая, официальная версия: у футболиста была решающая и руководящая роль. Также стало известно, что Промесу помогал дядя — некто Маурилио В. Родственник нашел грузчиков для кокаина и уже дал признательные показания.
Выводы о том, что Квинси причастен к преступлению, были сделаны во многом из-за содержания переписок футболиста и его дяди. И хотя адвокат Промеса настаивал, что закрытые чаты — не доказательство вины, прокурор все равно запросил 9 лет тюрьмы.
В итоге 14 февраля состоялся суд — на нем Промеса заочно признали виновным и назначили 6 лет заключения, обвинив, таким образом, в контрабанде почти 1,5 тонны кокаина. Футболист на заседание не явился — он был в ОАЭ на сборах со «Спартаком». К этому факту мы ещё вернемся. Он стал далее чуть ли не главным в дальнейшей эпопее.
А пока озвучим интересный, скорее всего неоднозначный, но, вполне заслуживающий, на мой взгляд, момент. Подчеркну — он не юридический.
Промес попал под суд в государстве, где наркотики легальны. В государстве, где буквально месяц назад самые видные политики требовали декриминализировать кокаин. В государстве, которое первым в мире разрешило однополые браки. По мне, так сами Нидерланды как субъект давно заслужили несколько пожизненных в России — и это мы еще не говорим о позиции этой страны НАТО по отношению к СВО со всеми вытекающими.
Исходя из этого, любые решения, которые принимает нидерландский суд, ни Россию, ни «Спартак» интересовать вроде как не должны. В РФ кокаин он не ввозил и не употреблял.
В России Квинси если, что и «возил», то соперников. Если продавал, то себя «Севилье» за 21 миллион евро. И «Спартак» получал приличные отступные. А если говорить о распространении, то здесь речь о трансляции положительного образа футболиста: смелого, техничного, открытого и влюбленного в игру.
Вряд ли мы вообще можем вспомнить легионера, чья репутация на внутренней арене будет лучше, чем у Промеса. Ведь что на поле, что в общении со СМИ, что при взаимодействии с болельщиками Квинси чуть ли не идеален. Играет много лет, и мог уже легко получить гражданство. Кстати, почему он так его и не получил за все годы? Это первый вопрос к тому же руководству «Спартака».
Так что же, получается, сдавать его — тем более, не доверяя правосудию Нидерландов? Там не всё чисто.
И вот возвращаемся к ОАЭ. Во время вылета команды 29 февраля с последнего сбора из этой страны, Квинси Промес был задержан в аэропорту Дубая и доставлен в полицейский участок. Вместе с Промесом в ОАЭ остались двое сотрудников «Спартака».
Позже выяснилось, что задержание в Дубае полузащитника московского «Спартака» Квинси Промеса не было связано с уголовными делами спортсмена в Нидерландах. У полиции ОАЭ есть свои претензии к голландскому хавбеку.
Как сообщает известный спортивный журналист Иван Карпов, спортсмен обвиняется в том, что во время сборов «красно-белых» в Дубае, он устроил ДТП и скрылся с места аварии. По местным законам, за такое правонарушение футболисту грозит тюремный срок от трёх до пяти лет.
Однако, как утверждает источник, прокуратура Нидерландов уже направила в ОАЭ запрос на экстрадицию Промеса на родину.
Будет ли экстрадиция? Это главный вопрос прямо сейчас. Из России экстрадиция невозможна — между странами нет соответствующего соглашения. Но Промес ведь сейчас в ОАЭ. С Эмиратами у голландцев подобное соглашение есть. Выдадут ли футболиста? Не факт — по двум причинам.
Во-первых, у Квинси есть резидентская виза ОАЭ, что значительно уменьшает шансы на выдачу.
Во-вторых, Эмираты производят экстрадицию только после завершения всех судебных и апелляционных мероприятий. А тут он ещё должен ответить по законам ОАЭ. А наши юристы подают апелляцию. Правда, в Нидерландах заявили, что если будут требовать экстрадицию, то публично это постараются скрыть.
По последней информации, Квинси выпущен и пока «тусит» в ОАЭ. Ему пока запрещен выезд оттуда. Его дело о ДТП рассмотрят 4−5 марта. И потом, не исключено, депортируют в Нидерланды. И там он получит 6 лет, могут свое и в ОАЭ добавить.
Но об этом тогда потом. А пока футболист по-прежнему находится в ОАЭ. Клуб с ним на связи и оказывает необходимое содействие в разрешении обстоятельств, которые не позволили ему своевременно прилететь в Санкт-Петербург…
Интересные дела творятся в нашем футболе и в «Спартаке». Тем более у последних ещё и стадион не приняли. ФК «Скандал» в своем репертуаре. Как сейчас говорят, запасаемся поп-корном.
Кстати, сам матч «Зенит» — «Спартак» закончился вничью. Несмотря на девять бразильцев в составе газпромовцев и 50 тысяч зрителей, забитых голов мы не увидели — 0:0. Наверное, Промеса не хватило. Ему не до футбола.