Международный олимпийский комитет (МОК) призвал спортсменов и правительства стран мира отказаться от участия в Играх дружбы в России. Глава МОК Томас Бах ранее уже просил спортсменов бойкотировать Игры будущего, но оказался посрамлен: над его словами посмеялись, а в Казань в конце февраля 2024 года приехали представители 108 стран мира.
Призовой фонд Игр будущего составил 10 млн $.
Теперь, в сентябре 2024 года в Москве и Екатеринбурге пройдут Игры дружбы с поистине фантастическим призовым фондом — 4,6 млрд рублей.
На этот раз Томас Бах решил не становиться лично посмешищем вновь, а 19 марта разместил призыв не участвовать в играх в России на сайте МОК от лица организации.
Вообще прикрываться командой — это в стиле Томаса. В свое время он стал олимпийским чемпионом по фехтованию на рапирах в командной дисциплине (в 1976 году), не выиграв за всю свою карьеру (с 1971 по 1980 годы) ни одного международного соревнования в личном зачете.
Само по себе воззвание МОК вызывает некоторое недоумение.
— МОК настоятельно призывает все заинтересованные стороны олимпийского движения и все правительства отказаться от любого участия и поддержки любых инициатив, направленных на полную политизацию международного спорта, — говорится в тексте.
Полное ощущение, что это — призыв к мировому сообществу бойкотировать ОИ-2024 в Париже — те самые полностью политизированные игры. Националистически политизированные, поскольку расовой дискриминации подвержены представители около 200 национальностей, проживающих в России.
В общем, все верно написано, кроме финальной части, в которой предложено не приезжать все-таки в Москву, а не в Париж.
На эту «записку сумасшедшего» Баха, подписанную тремя веселыми буквами МОК, отреагировала фициальный представитель МИД России Мария Захарова, которая заявила:
— Подобные призывы и хамство говорят о безысходности, на которую МОК себя обрек, поддавшись русофобии.
О том, чего добивается МОК во главе с рапиристом Бахом, «Свободной Прессе» рассказала Олимпийская чемпионка, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Светлана Журова.
«СП»: Светлана Сергеевна, чиновники МОК уже добились своей русофобией того, что лучшие спортсмены мира пропустят Олимпиаду-2024. Чего они хотят теперь? Утратив совесть, они погнались за спонсорскими деньгами, которые уходят мимо кассы МОК в поддержку игр, организуемых Россией?
— Я думаю, что новые форматы, которые Россия предлагает миру, беспокоят МОК. Мы предложили Игры будущего — понятно, что привлекли к ним и интерес, и спортсменов, и спонсоров.
Все это это вызывает ревность чиновников МОК. И хотя мы утверждаем, что грядущие Игры дружбы — не альтернатива ОИ-2024, они боятся, что интерес к их олимпиадам несколько упадет.
Тем более, что мы предлагаем такие форматы, в которых есть коммерческая составляющая — большие призовые. А все ОИ традиционно позиционируются, как абсолютно любительские, никаких призовых, кроме медалей, там не подразумевается.
И ясно, что когда соревнования высокого уровня имеют еще и призовой фонд, спортсмены на них будут приезжать, в том числе и за призовыми деньгами. Особенно — из достаточно бедных стран. Намерение побороться за призовые они уже продемонстрировали на Играх будущего, куда их тоже из МОК призывали не ездить.
Еще одна мотивация для спортсменов — не все могут отобраться на ОИ. А на Игры дружбы можно приехать расширенными составами, взять больше молодежи. В МОК этого боятся.
«СП»: Говрят, в МОК есть страхи что африканские спортсмены просто предпочтут Игры дружбы Олимпиаде…
— Вы знаете, в Госдуме депутатам всегда представляют нового посла той или иной страны. И я, как депутат, когда мы согласовываем посла, всегда смотрю дополнительную информацию: сколько спортсменов из этой страны было на олимпийских играх.
В Африке всего несколько стран, которые присылали на олимпиады много спортсменов: ЮАР, к примеру. А большинство государств представлены слабо. Из-за бедности многие их спортсмены не могли даже участвовать в отборах.
А к нам двери открыты, на наших играх можно показать себя, а еще и заработать.
Если вспомнить 1984 год, когда впервые проводились Игры дружбы, на них дебютировало множество молодых спортсменов, которые в дальнейшем стали великими мастерами в своих дисциплинах.
И сейчас у молодых будет возможность проверить себя на фоне сильнейших — россиян, китайцев…
МОК может все что угодно делать, но Игры дружбы пройдут с успехом. А сдвиг интереса спонсоров и телевидения в сторону наших игр, конечно, тоже неизбежен.
«СП»: Озвучен призовой фонд Игр дружбы — 4,6 млрд рублей. Международному олимпийскому комитету завидно?
— Время показало, что самые успешные соревнования — это коммерческие. НХЛ, НБА, футбольная Лига чемпионов, теннисные турниры Большого шлема. А МОК очень долгое время прожил с пониманием, что Олимпиада — это любители. Призовых нет, есть только гордость за медаль и страну.
Но это было очень мило до тех пор, пока не началась политизация олимпиад. А сейчас спонсоры трансляций говорят: а что происходит? Одна страна может учатвовать, другая не едет, третью не пускают, флаг и гимн кому-то можно, а кому-то нельзя. Кто-то отказался пожать другому руку…
Поймите, спонсорам спорта скандалы не нужны, риск срыва трансляций не нужен им. Да им будет даже комфортнее работать на Играх дружбы, где скандалы и срывы не планируются. А в то же время всем будет интересно посмотреть, что же это за такие новые игры. Это будут коммерчески успешные трансляции.
Какая федерация является одной из самых успешных в коммерческом смысле? Федерация тенниса. Она сказала, что на отстранение российских спортсменов не пойдет. Кто не хочет играть с русскими — хорошо, пускай не участвует. И все чиновники от этой федерации отстали, и все лучшие спортсмены участвуют в ее турнирах.
Единственное, чего не может пока сделать эта федерации — избавиться от нейтрального статуса для россиян, но и этот вопрос решится.
«СП»: А почему другие федерации не могут занять такую же позицию, как теннисная?
— Потому что в мире есть только две полностью коммерческие федерации — тенниса и гольфа. Они независимы от государств и политики. Спортсмены приезжают на соревнования без поддержки государств, в индивидуальном порядке. Эти федерации отбирают участников ОИ через коммерческие старты, и так было исторически, всегда. Никогда Россия не финансировала теннисистов на Уимблдоне. Это запрещено.
«СП»: Ваш прогноз: когда мы вернемся на ОИ — после окончания СВО или раньше?
— Даже не когда закончится СВО, окончание операции не будет сигналом для МОК. Сигналом станет, когда мировое сообщество признает вновь присоединившиеся территории российскими, будут подписаны документы о том, что территориальных претензий к России ни у кого нет. Потому что МОК не оставил себе иного пути.
Согласно формулировкам МОК, мы отстранены до тех пор, пока эти территории не получат определенный статус. А если говорить грубее, то в бумагах на данный момент написано конкретно — пока они вновь не станут украинскими. Пока олимпийские комитеты этих регионов не выйдут из ОКР.
А это — никогда. То есть мы можем никогда не вернуться на ОИ, и спортсменам нужно понимать это и принимать новые форматы соревнований, — рекомендует Светлана Журова.
А рапиристу Баху остается посоветовать только одно, оставить в покое Игры дружбы, которые придумал дзюдоист Путин.